Торговым центрам придется несладко: в кризис выживут только отдельные ритейлеры — Коммерческая недвижимость Москвы
Поиск коммерческой недвижимости
Площадь
Цена в рублях:
Расширенный поиск
Новости
1 Октября 2015

Торговым центрам придется несладко: в кризис выживут только отдельные ритейлеры

Россияне в разгар кризиса кардинально меняют свои потребительские привычки. Благодаря этому одни владельцы магазинов получат повышенный доход за счет других, которые, соответственно, не дополучат прибыть. К такому выводу пришли специалисты консалтингового предприятия RPG в своем очередном исследовании.

Отметим, что на фоне экономического кризиса средний доход торгового оператора, осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации, на сегодняшний день значительно упал. Это случилось по причине уменьшения стоимости отдельных категорий товаров, а также снижения потребительского спроса среди населения. При этом, одни предприниматели уже остались «у разбитого корыта», в то время как друге, наоборот, при правильном подходе к ведению бизнеса смогут получить дополнительную прибыль.

Retail 1.jpg

«Хорошо должны пойти дела у продавцов продукции FMCG (это товары широкого потребления). Доля этой продукции вырастет примерно на 23 %. В то же самое время, на развлечениях люди будут очень сильно экономить. Поэтому неудивительно, что данный рынок к окончанию 2015 года может просесть на 26 % или даже больше. Также неплохо будут идти дела у предприятий, занимающихся оказанием транспортных, медицинских услуг, а также ЖКУ. Почти все остальные сегменты ритейла в кризис должны будут подготовиться к худшему сценарию»

На еде сильно экономить не будут

Как отмечает глава совета директоров компании RPG Денис Колокольников, последнее прежде всего касается тех компаний, которые продают товары, называемые «защищенными». Это та категория продукции, на которой даже в кризисное время сэкономить будет очень сложно. К ней в первую очередь можно отнести еду, лекарства и другие товары, на которые есть устойчивый ежедневный спрос, независимо от количества денег в кошельках покупателей. Также это могут быть коммунальные услуги, парфюмерия, телекоммуникационные услуги, услуги питания, одежда, бытовые услуги, обувь и детские вещи. Затягивать пояса за счет данных товаров порой хоть и получается, но с немалым трудом.

По словам аналитиков компании RPG, товары, которые можно отнести к категории защищенных, в нынешнем году будут продаваться еще лучше, чем раньше, а то время как относящиеся к разряду незащищенных скорее всего останутся без повышенного внимания со стороны покупателей. В частности, хорошо должны пойти дела у продавцов продукции FMCG (это товары широкого потребления). Доля этой продукции вырастет примерно на 23 %. В то же самое время, на развлечениях люди будут очень сильно экономить. Поэтому неудивительно, что данный рынок к окончанию 2015 года может просесть на 26 % или даже больше. Также неплохо будут идти дела у предприятий, занимающихся оказанием транспортных, медицинских услуг, а также ЖКУ. Почти все остальные сегменты ритейла в кризис должны будут подготовиться к худшему сценарию.

Retail 2.jpg

«Бюджетным местам общественного питания, находящимся на периферии, может приходиться нелегко. Дело в том, что жители глубинки, которые посещают тот или иной торговый центр, могут воспринимать недорогие фастфуды как излишнюю роскошь. Особенно это касается тех случаев, когда поблизости будет находиться хороший недорогой продуктовый супермаркет, где можно купить все необходимые полуфабрикаты для приготовления еды дома»

Большинству ритейлеров не удастся избежать убытков

Из всех магазинов меньше всего пострадают (а то и, наоборот, выиграют) дискаунтеры, фуд-корты, продуктовые супермаркеты и магазины детских товаров. Об этом, в частности, отмечает господин Колокольников. Исключением могут оказаться дорогие заведения питания и супермаркеты. Им покупатели в подавляющем большинстве случаев будут предпочитать более доступные варианты. Возможно, некоторый толчок для развития получат так называемые магазины «у дома» несетевого типа. Но деньги требовательных покупателей им придется заслужить, ведь соблазнить последних можно будет только высоким качеством продукции, а также высококлассным сервисом. Кроме того, директор RRG также добавляет, что вполне вероятен сценарий развития рынка, при котором очень прибыльной окажется торговля на продуктовых рынках и ярмарках. Именно в таком формате будет развиваться ритейл на протяжении ближайших нескольких лет. Именно продуктовые ритейлеры, функционирующие в адаптированном к нынешним реалиям виде, и будут создавать погоду для стагнирующего рынка коммерческой недвижимости.

Как отмечает руководитель департамента брокериджа компании NAI Becar, расположенной в Санк-Петербурге, Михаил Рожко, продавцы продуктов низкого и среднего ценового сегмента и правда на данный момент чувствует себя очень хорошо. Тем не менее, господин Рожко также утверждает, что бюджетным местам общественного питания, находящимся на периферии, может приходиться нелегко. Дело в том, что жители глубинки, которые посещают тот или иной торговый центр, могут воспринимать недорогие фастфуды как излишнюю роскошь. Особенно это касается тех случаев, когда поблизости будет находиться хороший недорогой продуктовый супермаркет, где можно купить все необходимые полуфабрикаты для приготовления еды дома. Как говорит Иван Субботин автор блога и предприниматель. Нужно четко подходить к анализу своей воронки продаж.

Также, как говорит Денис Колокольников, в это время большую популярность приобретут маленькие торговые центры, которые расположены в жилых комплексах. В то же самое время, большие торговые центры наверняка не досчитаются львиной доли своих посетителей. Аналитик отмечает, что застройщикам при проектировании новых объектов такого рода придется более скрупулезно разрабатывать концепцию новых зданий как при их постройке, так и при реконструкции.

Рост числа свободных площадей в ТЦ становится все больше

Интересно, что на протяжении первых трех месяцев нынешнего года свободных площадей в столичных торговых центрах стало так много, как никогда раньше. Об этом, в частности, отмечает старший консультант отдела исследований рынка CBRE Максим Палт. На его взгляд, несмотря на то, что сейчас пустующих объектов около 9 %, к концу года их может быть уже порядка 12 %. Данный феномен объясняется в первую очередь тем, что пока что на рынок выходит немало новых объектов, которые девелоперы начали строить еще до начала кризиса. При этом, на момент их ввода в эксплуатацию занятыми оказываются всего лишь около 25-30 % площадей. Вакантных помещений с каждым месяцем становится все больше, поскольку расчетливые арендаторы ищут новые пути, направленные на оптимизацию своего бизнеса, включая сокращение количества убыточных торговых точек.

За арендаторов торговым центрам в ближайшее время придется сражаться ожесточенно. В частности, по словам Михаила Рожка, совсем недавно в Ленинградской области одному из продуктовых ритейлеров девелопер сделал невиданную скидку: предложил арендовать офис площадью одна тысяча квадратных метров совершенно бесплатно. Согласно условиям соглашения, арендатор был обязан только лишь оплачивать коммунальные услуги. Зато данный, казалось бы, совершенно щедрый и безвозмездный ход позволил арендодателю увеличить трафик и заполнить пустующие площади за счет эффективного арендатора.

То ли еще будет

Также, как отмечает руководитель департамента аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank Ольга Ясько, рынок коммерческой недвижимости пока что еще не ощутил дно. Таким образом, особого энтузиазма у операторов агрессивно вести себя на рынке и вкладывать в развитие большие суммы денег нет. Тенденций к уходу последних с рынка также не наблюдается. За счет перехода на плату процента с товарооборота вместо фиксированной ставки многие операторы смогли избежать увеличения ставки аренды, а также не потерять свои позиции на стагнирующем рынке.

Тем не менее, несмотря на экономический кризис, многие ритейлеры даже не думают отказываться от принятых ранее довольно затратных стратегий развития собственного бизнеса. Об этом, в частности, сообщает Максим Палт. Начиная с января 2015 года сразу несколько крупных ритейлеров объявило о планах развития своих предприятий. В частности, это касается масс-маркета и продавцов одежды среднего ценового сегмента, таких как H&M, Uniqlo, Forever 21, Sela и Monki. Кроме того, к этим компаниям можно отнести и продавцов детских товаров, как например, «Детский мир», а также БТиЭ («МВидео», «Самсон» и «Эльдорадо»). Также довольно агрессивно себя ведут международные и федеральные холдинги DIY, продавцы спорттоваров и предметов мебели Hoff, IKEA, Decathlon и Leroy Merlin.


Короткая ссылка на новость: http://knm.ru/~nyPOX