Ритейл против рантье или как не повторить ошибки Киева — Коммерческая недвижимость Москвы
Поиск коммерческой недвижимости
Площадь
Цена в рублях:
Расширенный поиск
Статьи
15 Января 2016

Ритейл против рантье или как не повторить ошибки Киева

Экономический кризис в России заставляет ужиматься как ритейлеров, так и арендодателей коммерческих помещений. Крупные и престижные торговые центры Москвы уже несколько месяцев подряд не могут найти арендаторов, ставки аренды падают, а клиенты становятся все более требовательными. Более того, новых коммерческих помещений на рынке появляется все меньше, а объемы инвестиций в коммерческую недвижимость продолжают падать. В такой ситуации работать на рынке становится все сложнее. Ближе к концу текущего года убыточные компании должны будут уйти с рынка, а выжить смогут только сильнейшие.

По своим «симптомам» болезнь российского рынка коммерческой недвижимости во многом напоминает украинскую. По своим характеристикам эти рынки чрезвычайно похожи. Правда, в Украине кризисные процессы начались несколько раньше, и страна уже начинает из них выходить. У нас же кризис более «молодой» и пока что только продолжает набирать обороты.

OP 1.jpg

В Украине все почти так же, как у нас

В сегменте торговой недвижимости кризис в Украине начался так же, как и у нас, с падения покупательских настроев у населения и, как результат, ухода ряда крупных ритейлеров с украинского рынка, падения арендных ставок, и увеличения общего количества пустующих торговых площадей. В частности, в самом старом торговом центре Киева «Глобус» только ленивый не заметил качественного изменения «расквартированных» в данном объекте коммерческой недвижимости брендов. Вместо якорных прежде арендаторов вроде именитых сетевых магазинов одежды EDC появились продавцы хендмейда и этнической одежды. Это неизбежный результат стагнации рынка. Похожая ситуация сейчас наблюдается и в многофункциональном комплексе «Москва-сити».

Со временем арендодатели продолжали снижать ставки, а ритейлеры, в свою очередь, ужимались все больше, поскольку девальвация гривны била по карману покупателей все более ощутимо. В конце концов споры между арендодателями и ритейлерами ставали все более ожесточенными. В частности, в ТЦ Gulliver и Ocean Plaza продавцы добивались от собственников помещений не только снижения арендных ставок, но также требовали повысить издержки на привлечение трафика посетителей и на разработку новых стратегий продвижения торговых центров. В свою очередь, рантье советовали арендаторам больше надеяться на собственные силы во времена кризиса, а также учиться более эффективно продвигать собственные товары и услуги.

В результате в относительно новом ТЦ Ocen Plaza ряд арендаторов поставили собственнику ультиматум: либо последний идет на уступки, либо бизнес уходит в конкурирующие торговые центры. Примерно то же самое происходило в большинстве других крупных торговых центрах столицы. Арендаторы отказывались платить за дополнительные услуги, включая рекламу, уборку территории, охранные услуги, ремонт и так далее.

OP 2.jpg

Еще одним камнем преткновения стало качество привлекаемого в торговые центры траффика. Зачастую в одном крупном ТЦ сосредоточен целый ряд компаний, продающих совершенно разные товары и услуги. Соответственно, организовываемые администрацией торговых центров мероприятия (концерты, выставки и т. д.) привлекали совершенно разных посетителей. Учитывая, что финансировались данные мероприятия, как правило, за счет арендаторов, последние требовали большего внимания именно к своей покупательской аудитории.

Какие уроки может извлечь Россия?

Конфронтация со временем закончилась в результате длительных переговоров между ритейлерами и собственниками торговых центров. Арендные ставки еще больше снизились, многие арендаторы начали платить процент с оборота вместо установленных ранее в арендных соглашениях фиксированных сумм. Более того, рантье начали подходить к каждому конкретному арендатору индивидуально. Вместо навязываемых ранее типовых соглашений стороны более детально и скрупулезно выписывают все детали предполагаемого сотрудничества. Кстати, конфликтных ситуаций удалось избежать тем арендаторам, которые на этапе подписания или переподписания арендных договоров с самого начала отнеслись к данному процессу более серьезно. Чтобы избежать подобных недоразумений в России, то же самое должны сделать и наши арендаторы, которые на данные момент перезаключают арендные договора или же подписывают новые.

 

Читайте также:

Валютные ставки офисной недвижимости бьют 15-летний антирекорд

Уровень инвестиций в российскую коммерческую недвижимость упал на треть

Прогнозы: каким будет рынок коммерческой недвижимости в 2016 году


Короткая ссылка на новость: http://knm.ru/~umntI