Качество работы консалтинговых компаний порой оставляет желать лучшего — Коммерческая недвижимость Москвы
Поиск коммерческой недвижимости
Площадь
Цена в рублях:
Расширенный поиск
Статьи
18 Января 2016

Качество работы консалтинговых компаний порой оставляет желать лучшего

В условиях кризиса мало кто может похвалиться высокими заработками. Так или иначе, подавляющее большинство оперирующих на стагнирующем рынке компаний терпит убытки. Это ж можно сказать и о предприятиях, занятых в сфере коммерческой недвижимости. Девелоперам вообще приходится несладко. Себестоимость строительства объектов недвижимости постоянно растет. В условиях, когда львиная доля всех строительных и отделочных материалов импортная, при девальвации национальной валюты более чем в два раза застройщики сталкиваются с большой проблемой: чем заменить зарубежные товары? Особенно непросто тем компаниям, которые строят коммерческие помещения премиум сегмента. Для них найти отечественные комплектующие надлежащего качества порой очень непросто.

Trade Center 1.jpg

Одна радость для бизнеса – арендовать подешевле

То же самое касается и арендаторов. Ритейлу сейчас приходится довольно сложно. Покупательская способность людей постоянно падает, а потребительские настрои снижаются. В результате собственникам таких предприятий приходится искать все новые и новые способы касательно того, как привлечь новых или хотя бы удержать старых клиентов в кризис. Для последних, правда, есть и один позитивный аспект. В условиях, когда арендные ставки падают, а уровень вакантности на рынке коммерческой недвижимости постоянно растет, бизнес может выторговать для себя очень выгодные условия для аренды. Можно сказать, что сейчас, в разгар кризиса, самое время заключат соглашения по аренде коммерческих помещений на длительный срок. Другой такой выгодной возможности даже через 3-4 месяца, возможно, уже не будет.

Консультанты зарабатывают сравнительно неплохо

Тем не менее, плохо себя в данной ситуации чувствуют не все. Третья сторона, которая практически всегда принимает участие во взаимоотношениях между собственниками новых объектов коммерческой недвижимости и их потенциальными арендаторами – это консалтинговые компании. Она всегда находится как бы «над сделкой», становясь посредником между девелоперами и бизнесом. Если в 2015 году на рынке коммерческой недвижимости появилось на 20 % меньше новых объектов, а также что около 30 % всех коммерческих помещений, принадлежащих торговых центрам, остаются пустовать после их открытия, консалтинговые компании чувствуют себя очень хорошо. В частности, Colliers International на своем сайте сообщила о том, что лишь за третий квартал 2015 года ей удалось заработать около 420 миллионов долларов. Это на 13 % больше, чем в предыдущем квартале.

Такие компании помогают девелоперу найти арендаторов на свои пустующие площади. Тем не менее, многие из оперирующих на российском рынке деловой недвижимости рантье недовольны работой последних. Дело в том, что на данный момент в большинстве случаев объем вознаграждения консалтингового предприятия зависит от арендной ставки, прописанной в предварительном соглашении между девелопером и арендатором. И нередко получается так, что дальнейшая судьба переговоров с собственниками коммерческих помещений их мало интересует. Таким образом, очень часто после заключения предварительного договора арендатор продолжает давить на собственника, выторговывая для себя всевозможные скидки. Аргументирует он свою позицию тем, что ситуация на рынке сложная и собственнику будет очень сложно найти на ее место другую компанию.

Trade Center 2.jpg

Рантье работой консалтинговых предприятий недовольны

Например, на этапе ввода нового торгового центра в эксплуатацию, в первую очередь заключаются договора с так называемыми «якорными арендаторами». После них привлекаются «мини-якоря» и, наконец, в завершении сделки заключаются с мелкими предприятиями. Консалтинговые компании, как правило, привлекают и первых, и вторых, и третьих. Вот только если с якорными арендаторами они, как правило, справляются без проблем, то с маленькими компаниями, которые, кстати, впоследствии и генерируют для рантье основной доход, возникает больше всего проблем, поскольку после подписания предварительного соглашения они, как правило, стараются выторговать для себя максимально выгодные условия для аренды. Что касается консалтинговых предприятий, то они нередко «приглашают» арендаторов подписать предварительное соглашением с собственником ТЦ, после чего неофициально рекомендуют им торговаться, чтобы сбить арендную ставку как можно больше. Примечательно, что собственники торговых центров начинают все активнее бороться с такими консультантами.

В частности, менеджмент ТРЦ «ЛОТОС PLAZA» не так давно инициировал разбирательство против компании Colliers International в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде в Санкт-Петербурге. Исход данного дела может создать прецедент, который урегулирует вопросы ответственности консультантов на рынке коммерческой недвижимости России. Девелоперы заявляют, что данная компания должна полностью отвечать за привод в ТЦ нового арендатора «под ключ». Только после этого ей стоит выплачивать вознаграждение и полагающиеся по контракту бонусы. Консультанты, наоборот, не спешат перебирать на себя дополнительную ответственность. Данная проблема недавно получила широкую огласку в Каннах на международной выставке MAPIC. В рамках мероприятия под названием «Русский завтрак» рантье и арендаторы обсуждали актуальные проблемы кризисного российского рынка коммерческой недвижимости и преимущественно вопросы ответственности консалтинговых предприятий.

 

Читайте также:

Трудности импортозамещения: что используют девелоперы в кризис для отделки офисов

Московские офисы не могут найти арендаторов уже второй год подряд

Офисная недвижимость класса А успешно приспособилась к условиям кризиса

Как снять офис в Москве подешевле?

Советы по аренде торговых помещений в Москве


Короткая ссылка на новость: http://knm.ru/~kmox3