Более 30 % московских торговых центров нуждаются в реконструкции или смене целевого назначения — Коммерческая недвижимость Москвы
Поиск коммерческой недвижимости
Площадь
Цена в рублях:
Расширенный поиск
Статьи
12 Апреля 2017

Более 30 % московских торговых центров нуждаются в реконструкции или смене целевого назначения

Ситуация на рынке коммерческой недвижимости такова, что перед собственниками коммерческих помещений постоянно ставятся все новые и новые вызовы. И дело здесь не только в экономическом кризисе с его девальвацией рубля, падением покупательской способности населения, массовым оттоков арендаторов и снижением арендных ставок. Правда жизни такова, что арендодатели всегда, во все времена должны быть, что называется, «в тонусе», оперативно и совершенно правильно реагировать на все вызовы, которые ставит перед ними мировая экономика, а также постоянно меняться, чтобы быть в ногу со временем. Особенно это касается такого вида коммерческой недвижимости, как торговые центры.


Этот вид коммерческих помещений «стареет» быстрее всех остальных. Очень часто такой объект коммерческой недвижимости перестает быть актуальным еще до того, как будет построен. Открытие нового торгового центра в России – дело весьма затратное с точки зрения как средств, так и времени. Просто для того, чтобы пройти начальный «бумажный» этап строительства, необходимо потратить в среднем два года. Затем идет этап «краново-бетонный», который порой занимает срок в три раза больше времени. На Западе весь период строительства как минимум в два раза короче.

Спустя несколько лет после эксплуатации или даже проектирования торгового центра он уже нуждается в реконструкции или смене целевого назначения. В Москве таких объектов коммерческой недвижимости более 30 %. Учитывая время кризиса, перед арендодателями стоит непростая задача: как сделать собственные коммерческие помещения более актуальными и прибыльными и при этом не потратить на это много денег, которых в нынешнее непростое время всегда не хватает.

Самый простой вариант – переделка объектов коммерческой недвижимости под апартаменты. Спрос на жилую недвижимость всегда выше, чем на деловую, в том числе и на время кризиса. Апартаменты также на 10-15 % дешевле обычных квартир, поэтому в них охотно селятся люди, которым необходимо жилье, но которым хотят сэкономить. Охотнее всего на такой шаг соглашаются собственники офисов, которые в силу специфики этих зданий, в частности, глубины этажа, переделать во что-то другое достаточно сложно.

Многие решаются на этот шаг еще на этапе планировки офисных зданий. Именно это сделала компания MR Group в 2008 году и свои МФК «Водный», «Фили Град» и «Большой Сити» разбавила апартаментами, поскольку предвидела грядущий застой на рынке офисной недвижимости. В результате их доходность скоро возросла на 7-9 %.

Даже простой косметический ремонт может сделать погоду

Еще один пример удачной реконструкции – торговый центр «Горбушкин двор». Он был открыт в средине девяностых годов прошлого века, когда собственники хотели монетизировать доставшуюся им территорию завода «Рубин». В то время не было выгодно переделывать помещения под офисы или сносить старое здание и строить новый объект коммерческой недвижимости, поскольку рынок находился в зачаточной стадии своего развития. И собственники придумали для здания совершенно уникальный формат: пустить на территорию завода мелких продавцов бытовой техники и электроники.

Это самым положительным образом сказалось на посещаемости, и в результате ставки аренды со временем только повышались. Единственная сложность для арендодателей – это множество мелких рантье, которые заключали договора на короткий срок – от одного дня до нескольких месяцев. Чтобы сделать объект еще более прибыльным, собственники открыли несколько новых эскалаторов, а также провели косметические отделочные работы и построили две с половиной тысячи паркомест. В результате сравнительно небольшие вложения окупаются сторицей – посетителей становится все больше и больше.


Еще один вариант – отдать недвижимость под склады

Легендарный «Охотный ряд» открылся в Москве в 1997 году. Еще на этапе проектировки были допущены ошибки, в результате чего в готовом коммерческом помещении образовалось немало «мертвых зон», куда не заходили покупатели. В процессе реконцепции в начале 2000х годов была улучшена навигация внутри объекта коммерческой недвижимости, а отдельные «недосягаемые» территории перепрофилировали под склады. Третий уровень отдали под фуд-корт, площадь которого также расширили. В результате этого пространство стало использоваться гораздо рациональнее и в торговый центр пришло несколько новых якорных арендаторов.

Это лишний раз доказывает, что вместо дорогостоящей реконструкции коммерческие помещения можно сделать более актуальными и «малой кровью». Возможностей для этого море – начиная с переделки объекта коммерческой недвижимости в складское помещения и заканчивая открытия в нем комплекса апартаментов.

 

Читайте также:

Проблемы московских торговых центров вызваны не только девальвацией рубля

Торговым центрам придется несладко: в кризис выживут только отдельные ритейлеры

Чтобы увеличить доходность, офисы переделывают в апартаменты

Акулы рынка коммерческой недвижимости в 2015 году заметно обеднели

Как грамотный менеджмент помогает удерживать арендаторов в кризис


Короткая ссылка на новость: http://knm.ru/~1Tw4g